Ваше право

Автор: перепост с ОАГ
on 30 Январь 2012
Создано: 31 Январь 2012
Просмотров: 716

Жительницу Уфы незаконно обыскали в супермаркете

31.01.2012 12:51:25
Автор: Дарья Святохина (daniela)

Любая прихоть покупателя – закон! Таково правило торговли XXI века. Но почему тогда до сих пор можно встретить среди торговой братии хамские замашки? Недавно в «Общественную электронную газету» обратился житель Уфы Ильдар Ахмадеев. Он сообщил, что его матери, пенсионерке, пришлось испытать немалый стресс из-за странного поведения охранника в супермаркете:



- 22 января моя мама, пенсионерка, как всегда, пошла за продуктами в супермаркет. Сначала подошел первый охранник и, пользуясь своим правом, попросил сверить чек. Тут же, на кассе. Мама согласилась. Вытащив все вещи и удостоверившись в том, что все правильно, охранник собрался идти по своим делам. Но тут подлетел (именно подлетел!) второй охранник. Мама, увидев его настрой, на этот раз отказалась от дальнейшего осмотра. Однако охранник, с бешеными глазами, нагло влез в сумку, начал докапываться до носовых платков трехлетней давности, потом до корма, купленного в другом магазине, до каких-то бумажек и пакетов… На логичный вопрос: "А почему меня?", сотрудник заявил, что ему "что-то показалось подозрительным". Завершив наглый и незаконный досмотр, доведя мою немолодую маму, которая даже лишнюю сдачу всегда возвращает, до слез, охранник быстро удалился со словами: "А, ладно, идите". Никаких извинений.

Сегодня она вернулась в магазин уже со мной. Охранник начал нагло врать, но после моего спокойного объяснения его прав и дальнейших перспектив потупил взгляд, отказался назвать фамилию, стал звонить по телефону, а потом вообще скрылся. Сотрудники магазина на мое цитирование статей закона ответили гениальное: "Вот не надо нам этих ВАШИХ законов тут!» Позвали начальника охраны. Он, к счастью, оказался наиболее адекватным человеком, принял наше заявление на служебное расследование с требованием максимально наказать охранника, признал все ошибки, подтвердил неправоту охранников по закону, но извиняться сам не стал.

- Удивляет во всей этой истории одно. Почему никто из персонала супермаркета, с которыми довелось общаться, так и не извинился? Элементарно, не попросил прощения за инцидент? – возмущается Ильдар.

Прочитав это письмо, я задумалась - а законен ли вообще подобный досмотр? И что делать, если подобное все же произошло? Ситуацию комментирует председатель Общества защиты прав потребителей Уфы Тимур Урманов.

- Как правило, охранники в супермаркетах – это либо сотрудники магазина, либо представители частных охранных агентств, - объясняет наш эксперт. – Никакого права обыскивать покупателя они не имеют! Такое право, согласно закону, есть только у сотрудников полиции. И то не во всяком случае. Так, даже полицейский не может обыскать человека в одиночку. Обязательно присутствие двух понятых и составление протокола личного досмотра.

Кстати, если речь идет о проверке личных вещей, то досмотр должен производить сотрудник полиции одного пола с обыскиваемым.

Таким образом, действия охранника в данном случае противоправны.

Как подчеркивает Тимур Урманов, единственное, что имел право сделать охранник – задержать покупателя до приезда милиции, не применяя силовых методов.

- Что вы могли бы посоветовать в этой ситуации?

- Я бы в сложившейся ситуации вызвал милицию. Если в супермаркете вас задержали, роются в ваших вещах, требуют уплатить какой-то штраф прямо на месте - берите сотовый и вызывайте милицию! Чтобы зафиксировать этот факт, - рекомендует наш собеседник. - Как вариант – можно обратиться с заявлением к руководству супермаркета. Как правило, руководители магазина, будучи людьми разумными, проявляют в таких вещах лояльность. И такие конфликты стараются решить.

Также впоследствии можно обратиться в суд и потребовать взыскания компенсации морального вреда. Вероятность выигрыша – почти стопроцентная. Быть может, компенсация будет небольшой, в пределах двух тысяч рублей, но зато справедливость будет восстановлена. В суде будут очень кстати показания свидетелей (на самом деле, достаточно даже одного свидетеля). Но даже если свидетелей не было, есть шанс на положительное решение суда. Также можно предоставить материалы видеонаблюдения, если таковые имеются.

- Как оценить в данном случае действия охранника? Где грань, которую он не может перейти по закону?

- Охранник может лишь предложить вам, чтобы вы сами показали содержимое сумки.

Ваше право – отказаться.

- А как быть с камерами хранения? Обязательно ли сдавать туда вещи?

- Если у вас с собой дорогие предметы - ноутбук, телефон - оставлять их в камере хранения нежелательно, - советует глава общества защиты прав потребителей. - Хотя решать вам. Лично я, например, никогда не оставляю в камере хранения сумку с ноутбуком и важными документами. А если сотрудники супермаркета пытаются настаивать, предлагаю: «Давайте я оставлю ноутбук под вашу ответственность!» Ни один охранник пока еще не изъявил желания это сделать. Помните, что если сумку украдут, очень сложно доказать, что в ней лежали те или иные дорогие вещи. И даже в случае судебного решения, вынесенного в вашу пользу, магазин понесет минимальные расходы, несоизмеримые с теми, что понесли вы.

Выводы? Пожалуй, их нужно записать. Первое - охранники супермаркета не имеют права вас обыскивать ни при каких обстоятельствах! Максимум – могут вежливо попросить показать сумку. Второе - в случае, если вас незаконно обыскали, вы имеете право подать в суд. И еще: дорогие вещи и документы лучше не сдавать в камеру хранения. Себе дороже.

Хорошо бы, эти правила назубок выучили все участники торгового процесса! Ведь легче станет всем – как продавцам, так и покупателям… Пока же все остается, как и прежде. Продавец – небожитель, в распоряжении которого «ценные материальные блага» (будто бы в советские времена), а покупатель – существо зависимое, права которого можно обесценить. Особенно обидно, когда вот так обманывают пожилых людей. Стыдно становится за «торговлю XXI века»!

Обсуждение закрыто.