Женщина -песня .

Автор: Гузель Галимова .
Родительская категория: Новости
on 15 Ноябрь 2013
Создано: 15 Ноябрь 2013
Просмотров: 1052

Руководитель народного ансамбля «Рябинушка» села Большеустьикинское Мечетлинского района Валентина Михайловна Сизова лихо водит автомобиль и споро ведёт большое хозяйство. Ступив к ней во двор, удивляешься, что выглядит он совсем не по-деревенски, вымощен благородным камнем. «Смычка города с деревней» естественным образом существует внутри этого человека, приросшего к родному селу всем своим существом. Легко переходит с хорошего литературного русского языка на «цёкающий» устьикинский: «Ой, носит тамбурны она чюлоцки!» (т.?е. кружевные узорчатые, связанные крючком чулки).

Была маленькой — не придавала особого значения неповторимому говору старожилов села. Уникальная этномузыкальная среда была для Валюши естественным фоном существования. Только сердце щемило, когда сходились на супрядки (так в Большеустьикинском звались совместные трудовые сборища) и затягивали «Потеряла я колецке, потеряла я любовь…». Для Валентины выражение «Где родился — там и сгодился» — не фигура речи, а закон жизни. Настолько сильна оказалась её тяга к родным местам, что, прочитав своё имя в списках принятых на хоро-дирижёрское отделение Уфимского училища искусств, не выдержала даже короткой разлуки с домом. Прикатила назад с убеждением не возвращаться и уж потом, устыдившись собственной слабости, вновь устремилась к плодам музыкального просвещения.
Село её родное и вправду удивляет своей уникальной историей. Ведёт начало с 1800 года, когда переселенцы из Кунгурского уезда Пермской губернии заключили договор с башкирами о пользовании землёй и угодьями. Заплатили 500 рублей да обязались ежегодно платить по 40 рублей оброку на протяжении 40 лет. Русские крестьяне переселились в количестве 50 дворов, а новое поселение получило название Устьикинское, так как деревня располагалась в устье реки Ик.
—?Введите в поисковике «родина первых коммунаров» — выйдет наше село,?— подсказывает Валентина Васильевна.?— Здесь в 1918 году была создана Устьикинская трудовая коммуна со своим уставом. Вскоре была разгромлена кулаками. На месте, где были жестоко казнены десять человек, сейчас стоит памятник.

Знаю, ворон, твой обычай —
Ты сейчас от мёртвых тел
И с кровавою добычей
К нам в деревню прилетел…

Эту страсть к устьикинскому певческому наследию Валентина Сизова унаследовала от сельской учительницы Натальи Владимировны Елисеевой. Вернулась с дипломом музработника, пришла в школу, собрала поющих в хоровые коллективы. Уже потом из лучших исполнителей сложилась «Рябинушка». Начали с песен советских композиторов в народном духе. Тут Наталья Владимировна и предложила: «Давайте разучим и споём наши, устьикинские». Сама переняла от матери много песен, часть записали от местных старушек. Сейчас те певуньи, что пришли в «Рябинушку» с первых дней основания, уже сами бабушки, двоим за 70, а самая молодая в народном коллективе — его руководитель заслуженный работник культуры РБ Валентина Сизова. Но боевой дух с возрастом и опытом только крепчает, певуньи не отказываются ни от каких поездок, даже если жить приходится в палатках, как на проходившем в городе Кыштыме Бажовском фестивале народного творчества. Их «цёкающий» диалект вызывает всеобщее восхищение. Ещё более удивительно, что удаётся аутентично воспроизводить старинные напевы. Исполнять их так, как пели много лет назад, прилаживая и выстраивая голоса на ходу. Один голос ведёт главный мотив, другой подхватывает в терцию, а третий забирается высоко и служит украшением вокальной партитуры. Добавьте к этому исконно русскую манеру пения — и станет понятно, что именно вызывает восторженные отзывы жюри на Всероссийском фестивале-конкурсе народных хоров и ансамблей «Поёт село родное» в Челябинске (диплом 2 степени) или на Межрегиональном празднике русской песни и частушки в Белокатайском районе (Гран-при, 2011). В этом году «Рябинушка» снова выступала «на Частушке», и председатель жюри профессор Саратовской консерватории и большой знаток народной песни Елена Сапогова призналась, что никогда не слышала подобного исполнения.
Любовь Валентины Михайловны Сизовой к песенной культуре своего села созидательна и деятельна. Создан сборник видеоматериалов «Традиции и обычаи села Большеустьикинское», изданы книга текстов «Русские народные песни села Большеустьикинское» и диалектный словарь, где в первозданной орфографии представлено народное творчество легендарного села. Так «Рябинушка» отработала выделенный деятелям культуры и искусства республики президентский грант. Недавно Валентина Сизова представляла в Москве творческий проект «Жемчуга творений народных» и привезла в родной Мечетлинский район Золотую медаль Всесоюзного Выставочного Центра. Помимо почёта и уважения к её большому труду это означает и то, что этнопевческая культура региона с её диалектовыми, ладовыми, звуковыми, интонационными и обрядовыми особенностями сохранятся для последующих поколений.
Слышали ли вы когда-нибудь про Семёнов день и траву жабрень, которая, если попадает в сено, то обезноживает скотину? Рассказывают: чтобы извести жабрень, надо вытоптать его с приплясыванием и песнями. Подобного обряда, убеждена Валентина Михайловна, нет в других регионах. Только у них в селе Большеустьикинском — таком любимом и единственном. О котором они слагают стихи:

… Пусть нет в нём роскоши
надменной,
Но в крае песня есть у нас.

Обсуждение закрыто.